В
ноябре 2004 года во Дворце молодёжи г. Нефтекамска проходила Всероссийская
научно-практическая конференция «Гуманизация образовательной деятельности в
вузе, техникуме и школе», посвящённая 95-летию Башкирского государственного
университета. В её рамках известный учёный, доктор психологических и
педагогических наук, почётный академик Российской академии образования Шалва
Александрович Амонашвили провёл семинар. В работе конференции принимали
участие учёные Башкирского государственного университета, педагогических
вузов Уфы, Бирска, Стерлитамака. Более 580 учителей, не только республики,
но и Москвы, Ульяновска, Ижевска, Екатеринбурга, Перми и других городов с
большим интересом восприняли выступление Ш.А. Амонашвили - автора
новаторского направления - гуманной педагогики. По завершении работы
конференции была организована в Нефтекамске 141-я Лаборатория гуманной
педагогики, запланирован выпуск сборника докладов и выступлений.
В
местной газете постоянно печатались материалы о работе конференции и
изложение того, что говорил знаменитый педагог. Один из материалов назывался
«Пять дней, которые потрясли Нефтекамск». Таково было ощущение горожан,
услышавших голос настоящего учителя. И нам приятно сознавать, что в
подготовке семинара и его организации приняли участие наши представители и
сподвижники: член Попечительского совета Фонда «Дельфис» Зиля Ахметовна
Бачурина и Резеда Ахметовна Шагапова - основоположница культурного центра
«Жемчужина» в Нефтекамске, в становлении которого помогал и наш Фонд. На
конференции в университете прозвучал доклад и члена редколлегии нашего
журнала Сергея Кировича Борисова. Он-то и записал (тезисно) аксиомы гуманной
педагогики Амонашвили, в которых очень сжато, но ёмко, изложены её постулаты.
Аксиомы гуманной
педагогики
Ш.А. Амонашвили
Уже
многие годы проходят международные семинары по гуманной педагогике «Без
сердца что поймём?»
Не наша вина, а беда, что педагог не обращается к сердцу. Часто возражают:
«Если детей любить в школе, то, как такие дети будут потом жить в обществе?»
На это можно ответить: «С совестью вообще жить трудно».
Утверждающий богат, отрицающий беден. Гуманная педагогика - это живое
существо с постоянно обновляющимся контекстом. Ребёнок не готовится к жизни,
оп уже живёт (К.Д.Ушинский). Нужно ли учить детей смыслу жизни? Если мы
будем пользоваться хорошими мыслями, то
правильно построим свою жизнь.
Гуманная
педагогика строится на общечеловеческих ценностях: вера в высшее (не
обязательно - в Бога), в праведность, в любовь, в ненасилие, в добро.
Мудрость - это всего лишь субъективное состояние человека, но это и есть
самое главное.
Цель
гуманной педагогики - воспитать из ребёнка благородного человека. Все как
будто знают, что такое благородство. Но никто не исчерпает это понятие
целиком. Все знают только какой-то аспект и назовут его.
Средства
авторитарного воспитания не отвечают цели воспитать благородного человека.
Авторитарному педагогу от ученика нужна только
память. Его методы и есть трагедия воспитания (Д.Н.Узнадзе). Самый
высочайший принцип гуманного учителя: проявлять творящее терпение.
Воспитание - это когда никто не замечает,
что его воспитывают. Воспитание без воспитания (В.А. Сухомлинский).
Педагогика - это школа смысла жизни, в которой разделение на учителей и
учеников - условное.
Авторитет
без авторитаризма и панибратства - надо ошибаться, чтобы дети могли (оказались
способны) вас исправить (помогли учителю). Это создаёт атмосферу
сотворчества.
Принципы
гуманной педагогики: 1) очеловечивать среду вокруг ребёнка; 2) проявлять
творящее терпение; 3) принимать любого ребёнка таким, какой он есть (не
ломать его волю); 4) строить отношения сотрудничества с ребенком (я - тоже
ученик, а он - учитель); 5) преисполниться оптимизмом в отношении ребенка;
6) проявлять преданность и искренность в отношении ребёнка (единственный
защитник детства - учитель).
Личность
воспитывается личностью, любовь - любовью, доброта - добротой. Любовь может
погасить ненависть, но ненависть не в состоянии породить любовь. Если у меня
даже чего-то нет (например, я - не личность), мо устремлён к этому (хочу
стать ею), то сам путь станет основой воспитания личности в другом.
Воспитание происходит только в условиях духовной общности (Сухомлинский).
Если вы согласны с этим - проверьте, а как на практике у вас выходит? Улыбка
укрепляет дух.
Жизнь -
это шанс, не упусти его. Жизнь - это красота, удивляйся ей. Жизнь - это
мечта, осуществи её. Жизнь - это долг, исполняй его. Жизнь - это игра, так
играй в неё. Жизнь - это любовь, так люби. Жизнь - это тайна, разгадай её.
Жизнь - это трагедия, выдержи её. Жизнь - это приключение, решись на него.
Жизнь - это счастье, сотвори её сам. Как говорила Мать Тереза: не уничтожай
свою жизнь.
Представьте Землю, летящую в Космос, и скажите ей ласковые слова; пошлите
добрую мысль страдающим (старикам, детям); закроем глаза - и пошлём привет
своим родителям (маме и папе порой некогда с нами заниматься - пошлём привет
нашим бабушкам и дедушкам); пожелайте успеха учителю, который стоит перед
вами. Кто прекрасно и широко думает - тот
растит свой дух. Если ребёнок вам что-то принёс -
обязательно похвалите сделанное (выделив
то, что сделано хорошо, или лучше, чем остальное) и он сделает ещё.
Составьте книгу из принесённых ребёнком листков, скажите, что отдали своим
друзьям почитать - создайте для каждого воображаемую искусственную среду. Ребёнок должен быть убеждён, что
он всем нужен и интересен.
Встреча
света учителя с судьбой ребёнка - это и есть урок. Вся жизнь - это великий
урок (не от звонка до звонка). Уроки удивления - восхищения тайнами. Уроки
умиления: как всё прекрасно вокруг нас -
откуда это идёт? Какие игрушки ребёнок будет брать - красивые или
безобразные? Красивые. Значит, в ребёнке изначально заложена красота. Уроки
мудрости: эта мудрость в тебе - достань её из себя. Уроки покаяния - не то
было сделано, что хотелось бы или что надо было бы сделать. Уроки молитвы -
что тебе хотелось бы, чтобы было. Уроки служения. Уроки терпения. Уроки
понимания (другого). Уроки любви.
Мы - те
ангелы, которых послал Бог, чтобы совершить чудо (сотворение нового). Это
равно относится и к учителям и к ученикам. Поэтому урок - это сотворчество.
Мы все
учились в школе и институте. Может ли каждый из нас назвать тех, кто
является для него учителем? Это будут в лучшем случае несколько человек. Кто
не сможет никого назвать, тот несчастный человек, ему не повезло. Тот,
который не имеет учителя и не нуждается в нём, - опасный человек. Из 90
учителей, которые учили меня, я могу назвать только одного: это Варо
Вардиашвили, которая преподавала у нас грузинский язык и литературу.
Теперь
скажите (ответьте для себя) на следующие вопросы: 1) Есть ли у вас
философское представление о ребёнке? 2) Нуждаетесь ли вы в философии? 3)
Какой вы учитель (родитель, директор)? Авторитарный, властный, справедливый,
строгий, требовательный, хмурый, без юмора или гуманный, демократичный,
добрый, радостный, с юмором? Существует три типа учителей: а) те, которые
объясняют; б) те, которые жалуются; в) те, которые вдохновляют.
4)
Начитаны ли вы в сфере педагогической классики? Философии? Психологии?
Методики? Врач и учитель - много общего. И тот и другой должен быть хорошо
подготовлен.
5) Перед
кем вы чувствуете ответственность за ваш педагогический труд? Перед
директором, родителями, детьми, страной, президентом, Богом?
На каком
фундаменте стоит гуманная педагогика: 1) первоисточники всех религий; 2)
педагогическая классика (К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский); 3) психологические
труды (Л.С. Выготский, Ж.Пиаже); 4) философские произведения (Н.А.Бердяев,
В.С.Соловьёв, И.А. Ильин, П.А.Флоренский); 5) философское учение семьи
Рерих; 6) все научные работы по педагогике (и отечественные, и зарубежные);
7) опыт коллег.
Мы -
соработники у Бога. В гуманной педагогике это именно так. Все мировые
религии -
путь к
одной вершине с разных сторон горы (своя тропинка). С сектантами не
согласен: вершина одна. В религиозных
источниках - великие основы педагогики. Это - её первоисточники.
Высшая форма сознания - религия. Педагогика - планетарная форма сознания.
Атеист - это тот, для кого главное - материальные ценности.
Христианское учение - пособие по педагогике, а Христос - педагог. Моисей и
Мухаммед - учителя, только у них не было диплома. Второе после религии - это
педагогика. Вера и родительское чувство (вместе) - заложены в каждом из нас.
Это - чувства, но не страсть. Чувство со смыслом - чувствознание.
Сейчас
религия и наука пытаются выйти на диалог. В.И.Вернадский, М.Планк - для них
такой проблемы не было.
Считается, что педагогика - это наука. Но так ли это? Подход к личности
(если личность в ребёнке заранее предполагать) - часто надо найти только
одно слово, которое заставит ребёнка работать. В педагогике важен контекст.
Текст-подтекст - это литературное произведение, живой разговор человека с
человеком, а в науке стараются, чтобы весь подтекст был раскрыт в тексте.
Если наука - это «на ухо» (тайна, искусство, мудрость - передача от учителя
к ученику), тогда, с этим дополнением - да. Это - главное в
педагогике.
Как и в
науке, от общего к конкретному - лучший путь изучения гуманной педагогики.
Наука строится на фундаментальных допущениях. Аксиомы - это такие допущения,
которые не имеют доказательств. Где то пространство, которое открыл
Н.И.Лобачевский? В воображении. «Воображаемая геометрия» — сам Лобачевский
ее так
назвал. Для верующих священная книга - Библия, Коран. А для педагогов - это
свод книг Я.Каменского, Сухомлинского,
Ушинского — пророков от педагогики.
Ф.
Квинтилиан говорил: «Наша душа небесного происхождения». А.С.Макаренко
(которого считают образцом педагога-атеиста) из письма к М.Горькому: «у
человека есть душа и она - главное». В себе надо воссоздать синтез начал
Запада и Востока.
Допущения
или постулаты (аксиомы) гуманной педагогики:
1.
Реально существует Высший Мир (Бог, Абсолют). Я не был там, а если и был -
не запомнил, как в глубоком сне. Моё сознание его не удерживает. А чувство?
Чувство его должно знать, а сознание - иметь в виду.
2. Моя
душа реальна и бессмертна. Зачем нам Бог? Для того, чтобы утвердиться в
своём бессмертии. А значит, я должен
трудиться, чтобы бессмертие состоялось - я должен заслужить. Нет
пределов совершенствования. «Будьте совершенными,
как Отец ваш небесный» (и в Коране это сказано, и в Библии).
3. Каждый
смертен и для каждого уже при рождении поставлена точка. Земная жизнь
человека - отрезок пути восхождения, который беспределен и не кончается со
смертью. Намусорил - подбери. Мы - помощники богов (Бога) в строительстве
Космоса. Дух - 5-е измерение для 4-мерного пространства-времени.
Нет
хороших и плохих детей - их Бог посылает. Кто знает - может, среди них наш
собственный предок пришёл в мир. Ребёнок - явление в нашей жизни, нет
случайно рождённых детей. Это не просто философия, это - позиция.
Ребёнок -
это не только явление, это ещё и миссия (предназначение). В каждом младенце
лежит тайна - несъедобная косточка винограда
(для боя или для торговли - мы не знаем).
Няня Пушкина и Пушкин - у каждого своя миссия.
Когда у
человека призвание, он говорит: «Не могу иначе жить». Если человек не своим
делом занимается, то он много лет живёт вне своей судьбы. М. Мамардашвили:
«Люди ищут судьбу там, где её нет, а она - внутри человека». Человек вне
судьбы - это разумное животное (человек без человеческой задачи, миссии).
Более того: люди
занимают чужую судьбу, то есть место друг друга в обществе. Из-за этого
революции.
Надо
возвышать детей в развитости, духовности, мотивации. Ребёнок - величайший
носитель энергии духа. Ноосфера - энергия проявления духа, психическая
энергия. Взрыв духа человека - это мощнейшая (разрушительная и созидательная)
сила, мощнее любой бомбы.
Итак:
ребёнок - это Явление, Миссия, Духовная энергия. Но это - его Душа
(треугольник его Души).
Люди
рождаются друг для друга, старые - для молодых (подставляют спины для
молодых ножек). Учителя и ученики, которые в свою очередь учат учителей.
Люди оставляют друг для друга «дары духа». «То, с чем я родился - подарок
Бога; то, с чем я умру, - мой подарок Богу»
(русская поговорка). Есть такая партия -
партия учителей; она складывается из тех, кто может устоять,
какие бы условия не были. Государство - хотя бы должно людям обещать, если
не может дать (человек в надежде нуждается). Учителя - это любовь,
государство - это надежда, а церковь - это вера.
Педагогика - это субъективное состояние человека, настрой учителя. Поле
вокруг - в котором другим (ученикам) хорошо, вольготно, свободно. Истина -
внутри человека (сумма установок воли). От веры в благородство своего дела,
от крепости воли зависит создание этой атмосферы.
Скрипки
Страдивари - дарят пожизненно великим исполнителям (В. Спивакову, например).
Душа требует инструмента, чтобы миссию утверждать. Это - тело, часто оно
непригодно для миссии. Хронические идиоты (имбецилы) - в них говорит душа
(тело не может её движения выразить). Ребёнок (если увлечён) - схватывает
мысль до вопроса, и начинает отвечать; язык при этом не важен (на любом
можно задавать); знание Ветхого Завета (израильские дети - им задавались
вопросы). Ответ - ангелы учили до рождения, что в этом теле я не смогу
совершить грех, из-за которого получил это тело. Учёные, когда не могут
объяснить на основании своих теорий (аксиом), говорят: «А я в это не верю»
(и таким образом уходят от факта). Каждый физик, который пытается
(старается) быть объективным — субъективен.
К
треугольнику Души следует добавить инструмент - треугольник Тела. То, что
извлекается из каждого - зависит от эпохи (это не все наши силы!).
Треугольник Тела - Свобода, Развитие, Взросление. Это - материальное в
ребёнке, может быть измерено, а значит, относится к науке. Это три страсти в
ребёнке (ведь тело - это страсти): 1-я страсть (главная) - к развитию, 2-я -
к взрослению, 3-я - к свободе.
Основная
заповедь учителя - не навреди. Из-за нелюбви (не только дома, но
и в школе) ежедневно
лишают жизни себя 18-19 человек. Вот как не хватает любви (и как она
нужна). Чеченский синдром: здоровые дети засыпают и не просыпаются (не хотят
жить в мире взрослых, где одна ненависть и нет любви). Если ребёнок не
достаточно получает любви в семье или в обществе, вся нагрузка ложится на
плечи учителей. Учителя литературы - духовные наставники людей. Цель
литера-туры - восхождение, другой нет. Дуэль Пушкина. Есть разные способы
уйти из жизни, в которой нет любви.
Несколько
сотен тысяч детей не работают и не учатся. Семья уводит детей к материальным
ценностям (деньгам). Купи-продай.
Авторитарная педагогика - это «бездетная», безсубъективная педагогика.
Главная её цель - дать ребёнку знания, навыки, необходимые для взрослой
жизни: не важно кто перед тобой («ты хороший», а «ты плохой»). От ребёнка
остаётся проекция успеваемости, забота же о воспитании личности возлагается
на родителей. А заботятся ли они, могут ли это делать? Почаще возвращайтесь
к вашей школьной жизни, вспоминайте, какими вы были в том же возрасте.
Авторитарный учитель не несёт детям блага, даже если даёт хорошие знания.
Доверяй, но проверяй - сталинский (авторитарный)
принцип (государственный, чиновничий, бездушный подход - дети с
детства включаются в социальную пирамиду власти).
В год 2
млн. женщин делают аборты. Души спешили спасти нас, а мы вернули их обратно,
отказались от их помощи. Дети индиго1 - дети с возвышенными миссиями - хотят
прийти.
Ребёнок -
не «чистая доска», а семена будущих личностей (Узнадзе). Если дети
развиваются вне общества, они остаются на уровне животных (А.Н.Леонтьев).
Идея развития - очень древняя. Это - основная идея педагогики Выготского (он
поставил её в центр педагогики).
Без
обучения нет и развития (есть такая идея). Обучение - это и есть развитие (и
такая идея есть). Количество усвоенных знаний и навыков и само развитие -
это разные вещи. В мире нет более мощной теории о развитии, чем теория
Выготского. В то же время появились работы Узнадзе - они совпадают с идеями
Выготского. Если нет в голове теории, то и руки не будут творить. Если не
знаешь законов - блуждаешь в потёмках.
Сотрудничество помогает развитию, а самостоятельность - вредит. Это -
Выготский. Ребёнок (его внутреннее) - это круг (целостность) с множеством
точек. Эти точки - прямохождение, память, речь, мышление, эмоции с семена-ми
возможностей (и они - безграничны). Мы с
ребёнком специально не занимаемся речью, но он ею овладевает. Кто это
делает? Способности (живая сущность).
Каждая способность (функция, как говорят в современной психологии)
-имеет свой будильник. Если вовремя не успеем -упустим функцию. «Или сейчас
- или никогда». Если поспеть сейчас - получите результат без всякого участия
воли, а если не поспеем - большие усилия воли потребуются, затраты средств
(приёмов, методик) и времени.
Функция
уйдёт - останется (или не останется) результат. Например - овладение языком.
Есть
потолок общечеловеческий. Нет ни одного «сейчас», в течение которого нас
будет ожидать функция, которая развивает эти способности - они есть, но мы о
них не знаем, их не развивает эпоха и
педагогика, они входят в особый талант личности, или потенциальность
человечества. Но у каждого есть и свой потолок.
Тело -
биологический инструмент души, а поэтому он должен быть настроен до личностного
уровня (делает его природа, а настраивают - воспитатели и учителя).
«От радости к радости (открытия, познания) надо вести ребёнка»
(Сухомлинский).
Сама
косточка (точка в круге), сама функция не раскроется (не проявится), если не
подобрать к ней благодатную почву (подходящие социальные условия). Это и
есть развитие: переход природных возможностей (талантов) в реальную силу
(знания, навыки, привычки).
Актуальная зона развития - это то, что (сейчас) ребёнок делает (осваивает)
сам. Кольцо (один круг в другом) - ЗАР (Зона Актуального Развития),
внутренний круг (это то, какой ребёнок есть сейчас, сегодня); ЗБР (Зона
Ближайшего Развития); внешний круг (завтра - он станет таким). Если общество
вовремя не поспеет с плодородной почвой, то зародыш ребёнка вырастет в
недоразвитого урода. Возможность была - и
она состоялась, была - но не состоялась: бывает и так, и так. Условий
подходящих нет - ЗАР в ЗБР в этом случае не перейдёт.
После
того, как завершается развитие тела, завершается и развитие внутренних
психических функций. После 23 лет никто маленьким не
является. Календарные сроки все
исчерпаны.
Эти
стадии роста - мощнейшая сила, которая мешает ребёнку учиться у
авторитарного педагога. Он - не «чистый лист», который можно в любое время
заполнить какими угодно сведениями (или -
не заполнить). Времени (безразличного, астрономического) для ребёнка
нет: есть только сейчас и завтра. Он
часто становится неугомонным и неуправляемым. Это и есть
«самостоятельность» ребёнка. Мудрость без опыта не приходит. Надо дать
молоток и гвоздь в определённый период - пусть ушибётся, но до этого -
давать нельзя, а после - он сам не возьмёт.
Помощь
без взрослого, без социума, без учителей (которых этот социум выдвигает) не
бывает: ребёнок в этом нуждается. Народная педагогика - это интуитивное
знание того, что, когда и кому нужно. Шалуны - те, которые сами строят свою
педагогику, если взрослые препятствуют тому, что им в настоящий момент их
развития требуется. Другие силы ждут - когда предшествующие окажутся
развитыми.
В
определённом возрасте ребёнок набирает впечатления, а потом - ему требуется
мировоззрение. Этот след детства от нас никуда не уходит и во взрослом
возрасте. Красивый, гармонически развитый дуб имеет в основе развитые корни.
Не надо
принуждать, когда ребёнок хочет сам. Иначе - страх. Наблюдательность (как и
память) - это не знание, а сила познания.
Один
может, другой - не может: «в силу обстоятельств». Говорят, что это судьба.
Судьба или череда обстоятельств мешает миссии или помогает. Если среда
враждебна - то срок, в течение которого функция (владея человеком)
ищет условий, становится всё короче и короче.
Законы
развития (это - наука, тут не надо верить или не верить, это - знание; вера
требуется там, где я не знаю, а чувствую): 1) развитие при-родных сил в
ребёнке проходит в соответствии с календарными сроками (Бауэр «Развитие
младенца»: младенец начинает улыбаться - в строго определённый срок); 2)
развитие природных сил в ребёнке происходит только в условиях трудностей
(преодоления препятствий); 3) качество среды влияет на развитие природных
сил в ребёнке положительно или отрицательно (ускоряет, замедляет,
приостанавливает); 4) развитие природных сил имеет свой потолок (у каждого
ребёнка); 5) развитие природных сил имеет
индивидуальные свойства и отклонения.
Гипертрофированно развитая функция закрывает возможности дальнейшего
развития (память - Р. Лурия). Если, например, были слишком благоприятные
условия в 5 лет для изучения языков, то многие другие функции - например, стать лингвистом, уже
оказываются закрытыми. Упал - ушибся, травма - попал в катастрофу: возникает
функция, часто весьма неожиданная (или - пресечение целого ряда дальнейших
возможностей, если человек остался инвалидом).
Л.В.
Занков - учитель математики (гениальный). Обучал напором трудностей: от
трудного к более трудному. Ускорить процесс обучения, усилить роль
теоретического знания. Без трудностей - заглушение процесса. Если процесс
облегчать, то так можно только набирать знания. Реально облегчать можно
только через мышление, а это уже трудность (облегчать через теорию).
Трудности
- исключительно в зоне активного развития (ЗАР). Говорят: «А мы уже это
проходили...». Мы должны не пройти, а освоить. Превратить знания в
личностное достояние (значения - в смыслы: Леонтьев). Это и есть
нравственное отношение к знаниям (с уважением к тем, кто их для людей добыл,
а мы теперь можем их усвоить). Пользоваться знаниями - это делает компьютер
(справочник), а не личность.
Система
Эльконина-Давыдова: «Я дам одно знание, а остальных не дам - это дети
откроют сами» (и показывал один палец, а потом пять). Не усвоение большого
количества образцов решения задач, а способ решения целого комплекса задач
на одном образце. Это и есть - развивающее обучение.
Погашенный мотив - унесёт с собой и знания (экзамены на отметку). А если
мотив заложить (чтобы он не гас - горел дальше)? Первый путь - это 1 + 1 =
2-х, а второй - это 1 + 1 = 3 + х.
Сотрудничество - это когда есть общие интересы.
Детство -
это процесс взросления (переход от возраста к возрасту). Синяя птица - мы
ищем то, чего нет. Бердяев: «Мы ищем смысла жизни, которого нет, но в этом
случае сам поиск смысла и будет смыслом». Так же и с Богом. Но так - и с
гуманной педагогикой.
Что кто
(из родившихся на Земле) принесёт (подарит) людям? Возвращайтесь чаще в
детство - там вы найдёте средства для своей педагогики.
Животные
живут по инстинкту (с рождения), а человеческие дети - нет, их должны
воспитать родители (или - общество). Уже самка шимпанзе не знает, что делать
с родившимся детёнышем, так же и с людьми. Кто-то из социума должен научить.
Ребёнок изначально привязан к взрослым, и каждому ребёнку - страшно хочется
стать взрослым.
В
бездуховном обществе воспитания не бывает (Сухомлинский).
Если дети
не приходят к вам с личными вопросами, то вы ещё не знаете, что такое
гуманная педагогика.
Свобода в
чистом виде не существует (свобода входит в треугольник
свобода-взросление-развитие - развитие на основе взросления как неизбежного
процесса). Мы свободно выбираем себе правила, а дальше поступаем в соответствии
с ними (так при игре).
У ребёнка
- высочайшая мудрость в понимании свободы. Веселятся, радуются - играют.
Игра - это свобода (свободное принятие правил). Некоторые правила игры мне
не нравятся, но чтобы радоваться игре, я их принимаю. Свобода
- это всего лишь свобода выбирать из разных правил (традиций,
государственных законов, но главное - традиции, из них прежде всего
приходится выбирать).
Космос и
Хаос. Космос - Порядок, Красота. Хаос и пустота, мрак - синонимы. Внутри
Хаоса, в этой беспорядочности заложены законы порядка - так считает наука. И
именно так обстоит дело и с ребёнком: он заложник пробуждающихся и
засыпающих функций.
Ребёнок -
как вулкан, который всё время сотрясается от страстей и извергает шалости.
Шалун - это способ оттачивать каждому педагогу своё педагогическое
искусство.
Кто мир
за собой ведёт? Хулиганы. Лобачевский и Эйнштейн. Шалость - это энергия
творения, её проявление. Выбираю для себя ценности, из них составляю себя, и
только в момент выбора (короткий момент) чувствую свободу.
Долг -
это то, что я не хочу делать, но обязан. Почему? Так как я выбрал: быть
гражданином, быть семьянином, заниматься той или иной профессией (быть
учителем). Закон принуждения - объективный закон, он господствует везде,
господствует он и в педагогике. Говорят: ребёнок свободен, и он сам должен
решать. Но что он может решать - он ещё ничего не знает. Педагог должен
создать вокруг каждого ребёнка такую обстановку, как будто тот выбирает сам.
Для меня
главные педагоги - это Сухомлинский и Ушинский. В ребёнке живёт хаос, а
космос должен быть в учителе. «Свободные школы» (после войны возникли - в
той же Англии) - «да, это интересно, я приду потом». Это не та свобода,
которая нужна ребёнку.
Свобода
для ребёнка - познанная и принятая им необходимость (но есть возможности, из
которых он выбирает); свобода - это движение от хаоса к порядку (космосу);
растущий человек принимает свободу (право выбора) от взрослых;
в педагогическом процессе удовлетворение
страсти к свободе происходит на основе (иллюзорного) чувства свободы
выбора.
Это -
аксиомы, их не доказывают, ими пользуются. Нефтекамск-Москва
Записал С.К.Борисов
Хотите обсудить эту проблему
-
перейдите на форум
|