Здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни.

  Культура и духовность

 

  Экология, наука и здоровье

 

  Педагогика и образование

На свете много чудес, но величайшее из них - человек!

Rambler's Top100

В ноябре 2004 года во Дворце молодёжи г. Нефтекамска проходила Всероссийская научно-практическая конференция «Гуманизация образовательной деятельности в вузе, техникуме и школе», посвящённая 95-летию Башкирского государственного университета. В её рамках известный учёный, доктор психологических и педагогических наук, почётный академик Российской академии образования Шалва Александрович Амонашвили провёл семинар. В работе конференции принимали участие учёные Башкирского государственного университета, педагогических вузов Уфы, Бирска, Стерлитамака. Более 580 учителей, не только республики, но и Москвы, Ульяновска, Ижевска, Екатеринбурга, Перми и других городов с большим интересом восприняли выступление Ш.А. Амонашвили - автора новаторского направления - гуманной педагогики. По завершении работы конференции была организована в Нефтекамске 141-я Лаборатория гуманной педагогики, запланирован выпуск сборника докладов и выступлений.

В местной газете постоянно печатались материалы о работе конференции и изложение того, что говорил знаменитый педагог. Один из материалов назывался «Пять дней, которые потрясли Нефтекамск». Таково было ощущение горожан, услышавших голос настоящего учителя. И нам приятно сознавать, что в подготовке семинара и его организации приняли участие наши представители и сподвижники: член Попечительского совета Фонда «Дельфис» Зиля Ахметовна Бачурина и Резеда Ахметовна Шагапова - основоположница культурного центра «Жемчужина» в Нефтекамске, в становлении которого помогал и наш Фонд. На конференции в университете прозвучал доклад и члена редколлегии нашего журнала Сергея Кировича Борисова. Он-то и записал (тезисно) аксиомы гуманной педагогики Амонашвили, в которых очень сжато, но ёмко, изложены её постулаты.

Аксиомы гуманной педагогики

Ш.А. Амонашвили

Уже многие годы проходят международные семинары по гуманной педагогике «Без сердца что поймём?» Не наша вина, а беда, что педагог не обращается к сердцу. Часто возражают: «Если детей любить в школе, то, как такие дети будут потом жить в обществе?» На это можно ответить: «С совестью вообще жить трудно».

Утверждающий богат, отрицающий беден. Гуманная педагогика - это живое существо с постоянно обновляющимся контекстом. Ребёнок не готовится к жизни, оп уже живёт (К.Д.Ушинский). Нужно ли учить детей смыслу жизни? Если мы будем пользоваться хорошими мыслями, то правильно построим свою жизнь.

Гуманная педагогика строится на общечеловеческих ценностях: вера в высшее (не обязательно - в Бога), в праведность, в любовь, в ненасилие, в добро. Мудрость - это всего лишь субъективное состояние человека, но это и есть самое главное.

Цель гуманной педагогики - воспитать из ребёнка благородного человека. Все как будто знают, что такое благородство. Но никто не исчерпает это понятие целиком. Все знают только какой-то аспект и назовут его.

Средства авторитарного воспитания не отвечают цели воспитать благородного человека. Авторитарному педагогу от ученика нужна только память. Его методы и есть трагедия воспитания (Д.Н.Узнадзе). Самый высочайший принцип гуманного учителя: проявлять творящее терпение. Воспитание - это когда никто не замечает, что его воспитывают. Воспитание без воспитания (В.А. Сухомлинский).

Педагогика - это школа смысла жизни, в которой разделение на учителей и учеников - условное.

Авторитет без авторитаризма и панибратства - надо ошибаться, чтобы дети могли (оказались способны) вас исправить (помогли учителю). Это создаёт атмосферу сотворчества.

Принципы гуманной педагогики: 1) очеловечивать среду вокруг ребёнка; 2) проявлять творящее терпение; 3) принимать любого ребёнка таким, какой он есть (не ломать его волю); 4) строить отношения сотрудничества с ребенком (я - тоже ученик, а он - учитель); 5) преисполниться оптимизмом в отношении ребенка; 6) проявлять преданность и искренность в отношении ребёнка (единственный защитник детства - учитель).

Личность воспитывается личностью, любовь - любовью, доброта - добротой. Любовь может погасить ненависть, но ненависть не в состоянии породить любовь. Если у меня даже чего-то нет (например, я - не личность), мо устремлён к этому (хочу стать ею), то сам путь станет основой воспитания личности в другом.

Воспитание происходит только в условиях духовной общности (Сухомлинский). Если вы согласны с этим - проверьте, а как на практике у вас выходит? Улыбка укрепляет дух.

Жизнь - это шанс, не упусти его. Жизнь - это красота, удивляйся ей. Жизнь - это мечта, осуществи её. Жизнь - это долг, исполняй его. Жизнь - это игра, так играй в неё. Жизнь - это любовь, так люби. Жизнь - это тайна, разгадай её. Жизнь - это трагедия, выдержи её. Жизнь - это приключение, решись на него. Жизнь - это счастье, сотвори её сам. Как говорила Мать Тереза: не уничтожай свою жизнь.

Представьте Землю, летящую в Космос, и скажите ей ласковые слова; пошлите добрую мысль страдающим (старикам, детям); закроем глаза - и пошлём привет своим родителям (маме и папе порой некогда с нами заниматься - пошлём привет нашим бабушкам и дедушкам); пожелайте успеха учителю, который стоит перед вами. Кто прекрасно и широко думает - тот растит свой дух. Если ребёнок вам что-то принёс - обязательно похвалите сделанное (выделив то, что сделано хорошо, или лучше, чем остальное) и он сделает ещё. Составьте книгу из принесённых ребёнком листков, скажите, что отдали своим друзьям почитать - создайте для каждого воображаемую искусственную среду. Ребёнок должен быть убеждён, что он всем нужен и интересен.

Встреча света учителя с судьбой ребёнка - это и есть урок. Вся жизнь - это великий урок (не от звонка до звонка). Уроки удивления - восхищения тайнами. Уроки умиления: как всё прекрасно вокруг нас - откуда это идёт? Какие игрушки ребёнок будет брать - красивые или безобразные? Красивые. Значит, в ребёнке изначально заложена красота. Уроки мудрости: эта мудрость в тебе - достань её из себя. Уроки покаяния - не то было сделано, что хотелось бы или что надо было бы сделать. Уроки молитвы - что тебе хотелось бы, чтобы было. Уроки служения. Уроки терпения. Уроки понимания (другого). Уроки любви.

Мы - те ангелы, которых послал Бог, чтобы совершить чудо (сотворение нового). Это равно относится и к учителям и к ученикам. Поэтому урок - это сотворчество.

Мы все учились в школе и институте. Может ли каждый из нас назвать тех, кто является для него учителем? Это будут в лучшем случае несколько человек. Кто не сможет никого назвать, тот несчастный человек, ему не повезло. Тот, который не имеет учителя и не нуждается в нём, - опасный человек. Из 90 учителей, которые учили меня, я могу назвать только одного: это Варо Вардиашвили, которая преподавала у нас грузинский язык и литературу.

Теперь скажите (ответьте для себя) на следующие вопросы: 1) Есть ли у вас философское представление о ребёнке? 2) Нуждаетесь ли вы в философии? 3) Какой вы учитель (родитель, директор)? Авторитарный, властный, справедливый, строгий, требовательный, хмурый, без юмора или гуманный, демократичный, добрый, радостный, с юмором? Существует три типа учителей: а) те, которые объясняют; б) те, которые жалуются; в) те, которые вдохновляют.

4) Начитаны ли вы в сфере педагогической классики? Философии? Психологии? Методики? Врач и учитель - много общего. И тот и другой должен быть хорошо подготовлен.

5) Перед кем вы чувствуете ответственность за ваш педагогический труд? Перед директором, родителями, детьми, страной, президентом, Богом?

На каком фундаменте стоит гуманная педагогика: 1) первоисточники всех религий; 2) педагогическая классика (К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский); 3) психологические труды (Л.С. Выготский, Ж.Пиаже); 4) философские произведения (Н.А.Бердяев, В.С.Соловьёв, И.А. Ильин, П.А.Флоренский); 5) философское учение семьи Рерих; 6) все научные работы по педагогике (и отечественные, и зарубежные); 7) опыт коллег.

Мы - соработники у Бога. В гуманной педагогике это именно так. Все мировые религии - путь к одной вершине с разных сторон горы (своя тропинка). С сектантами не согласен: вершина одна. В религиозных источниках - великие основы педагогики. Это - её первоисточники. Высшая форма сознания - религия. Педагогика - планетарная форма сознания. Атеист - это тот, для кого главное - материальные ценности.

Христианское учение - пособие по педагогике, а Христос - педагог. Моисей и Мухаммед - учителя, только у них не было диплома. Второе после религии - это педагогика. Вера и родительское чувство (вместе) - заложены в каждом из нас. Это - чувства, но не страсть. Чувство со смыслом - чувствознание.

Сейчас религия и наука пытаются выйти на диалог. В.И.Вернадский, М.Планк - для них такой проблемы не было. Считается, что педагогика - это наука. Но так ли это? Подход к личности (если личность в ребёнке заранее предполагать) - часто надо найти только одно слово, которое заставит ребёнка работать. В педагогике важен контекст. Текст-подтекст - это литературное произведение, живой разговор человека с человеком, а в науке стараются, чтобы весь подтекст был раскрыт в тексте. Если наука - это «на ухо» (тайна, искусство, мудрость - передача от учителя к ученику), тогда, с этим дополнением - да. Это - главное в педагогике.

Как и в науке, от общего к конкретному - лучший путь изучения гуманной педагогики. Наука строится на фундаментальных допущениях. Аксиомы - это такие допущения, которые не имеют доказательств. Где то пространство, которое открыл Н.И.Лобачевский? В воображении. «Воображаемая геометрия» — сам Лобачевский ее так назвал. Для верующих священная книга - Библия, Коран. А для педагогов - это свод книг Я.Каменского, Сухомлинского, Ушинского — пророков от педагогики.

Ф. Квинтилиан говорил: «Наша душа небесного происхождения». А.С.Макаренко (которого считают образцом педагога-атеиста) из письма к М.Горькому: «у человека есть душа и она - главное». В себе надо воссоздать синтез начал Запада и Востока.

Допущения или постулаты (аксиомы) гуманной педагогики:

1. Реально существует Высший Мир (Бог, Абсолют). Я не был там, а если и был - не запомнил, как в глубоком сне. Моё сознание его не удерживает. А чувство? Чувство его должно знать, а сознание - иметь в виду.

2. Моя душа реальна и бессмертна. Зачем нам Бог? Для того, чтобы утвердиться в своём бессмертии. А значит, я должен трудиться, чтобы бессмертие состоялось - я должен заслужить. Нет пределов совершенствования. «Будьте совершенными, как Отец ваш небесный» (и в Коране это сказано, и в Библии).

3. Каждый смертен и для каждого уже при рождении поставлена точка. Земная жизнь человека - отрезок пути восхождения, который беспределен и не кончается со смертью. Намусорил - подбери. Мы - помощники богов (Бога) в строительстве Космоса. Дух - 5-е измерение для 4-мерного пространства-времени.

Нет хороших и плохих детей - их Бог посылает. Кто знает - может, среди них наш собственный предок пришёл в мир. Ребёнок - явление в нашей жизни, нет случайно рождённых детей. Это не просто философия, это - позиция.

Ребёнок - это не только явление, это ещё и миссия (предназначение). В каждом младенце лежит тайна - несъедобная косточка винограда (для боя или для торговли - мы не знаем). Няня Пушкина и Пушкин - у каждого своя миссия.

Когда у человека призвание, он говорит: «Не могу иначе жить». Если человек не своим делом занимается, то он много лет живёт вне своей судьбы. М. Мамардашвили: «Люди ищут судьбу там, где её нет, а она - внутри человека». Человек вне судьбы - это разумное животное (человек без человеческой задачи, миссии). Более того: люди занимают чужую судьбу, то есть место друг друга в обществе. Из-за этого революции.

Надо возвышать детей в развитости, духовности, мотивации. Ребёнок - величайший носитель энергии духа. Ноосфера - энергия проявления духа, психическая энергия. Взрыв духа человека - это мощнейшая (разрушительная и созидательная) сила, мощнее любой бомбы.

Итак: ребёнок - это Явление, Миссия, Духовная энергия. Но это - его Душа (треугольник его Души).

Люди рождаются друг для друга, старые - для молодых (подставляют спины для молодых ножек). Учителя и ученики, которые в свою очередь учат учителей. Люди оставляют друг для друга «дары духа». «То, с чем я родился - подарок Бога; то, с чем я умру, - мой подарок Богу» (русская поговорка). Есть такая партия - партия учителей; она складывается из тех, кто может устоять, какие бы условия не были. Государство - хотя бы должно людям обещать, если не может дать (человек в надежде нуждается). Учителя - это любовь, государство - это надежда, а церковь - это вера.

Педагогика - это субъективное состояние человека, настрой учителя. Поле вокруг - в котором другим (ученикам) хорошо, вольготно, свободно. Истина - внутри человека (сумма установок воли). От веры в благородство своего дела, от крепости воли зависит создание этой атмосферы.

Скрипки Страдивари - дарят пожизненно великим исполнителям (В. Спивакову, например). Душа требует инструмента, чтобы миссию утверждать. Это - тело, часто оно непригодно для миссии. Хронические идиоты (имбецилы) - в них говорит душа (тело не может её движения выразить). Ребёнок (если увлечён) - схватывает мысль до вопроса, и начинает отвечать; язык при этом не важен (на любом можно задавать); знание Ветхого Завета (израильские дети - им задавались вопросы). Ответ - ангелы учили до рождения, что в этом теле я не смогу совершить грех, из-за которого получил это тело. Учёные, когда не могут объяснить на основании своих теорий (аксиом), говорят: «А я в это не верю» (и таким образом уходят от факта). Каждый физик, который пытается (старается) быть объективным — субъективен.

К треугольнику Души следует добавить инструмент - треугольник Тела. То, что извлекается из каждого - зависит от эпохи (это не все наши силы!). Треугольник Тела - Свобода, Развитие, Взросление. Это - материальное в ребёнке, может быть измерено, а значит, относится к науке. Это три страсти в ребёнке (ведь тело - это страсти): 1-я страсть (главная) - к развитию, 2-я - к взрослению, 3-я - к свободе.

Основная заповедь учителя - не навреди. Из-за нелюбви (не только дома, но и в школе) ежедневно
лишают жизни себя 18-19 человек. Вот как не хватает любви (и как она нужна). Чеченский синдром: здоровые дети засыпают и не просыпаются (не хотят жить в мире взрослых, где одна ненависть и нет любви). Если ребёнок не достаточно получает любви в семье или в обществе, вся нагрузка ложится на плечи учителей. Учителя литературы - духовные наставники людей. Цель литера-туры - восхождение, другой нет. Дуэль Пушкина. Есть разные способы уйти из жизни, в которой нет любви.

Несколько сотен тысяч детей не работают и не учатся. Семья уводит детей к материальным ценностям (деньгам). Купи-продай.

Авторитарная педагогика - это «бездетная», безсубъективная педагогика. Главная её цель - дать ребёнку знания, навыки, необходимые для взрослой жизни: не важно кто перед тобой («ты хороший», а «ты плохой»). От ребёнка остаётся проекция успеваемости, забота же о воспитании личности возлагается на родителей. А заботятся ли они, могут ли это делать? Почаще возвращайтесь к вашей школьной жизни, вспоминайте, какими вы были в том же возрасте. Авторитарный учитель не несёт детям блага, даже если даёт хорошие знания. Доверяй, но проверяй - сталинский (авторитарный) принцип (государственный, чиновничий, бездушный подход - дети с детства включаются в социальную пирамиду власти).

В год 2 млн. женщин делают аборты. Души спешили спасти нас, а мы вернули их обратно, отказались от их помощи. Дети индиго1 - дети с возвышенными миссиями - хотят прийти.

Ребёнок - не «чистая доска», а семена будущих личностей (Узнадзе). Если дети развиваются вне общества, они остаются на уровне животных (А.Н.Леонтьев). Идея развития - очень древняя. Это - основная идея педагогики Выготского (он поставил её в центр педагогики).

Без обучения нет и развития (есть такая идея). Обучение - это и есть развитие (и такая идея есть). Количество усвоенных знаний и навыков и само развитие - это разные вещи. В мире нет более мощной теории о развитии, чем теория Выготского. В то же время появились работы Узнадзе - они совпадают с идеями Выготского. Если нет в голове теории, то и руки не будут творить. Если не знаешь законов - блуждаешь в потёмках.

Сотрудничество помогает развитию, а самостоятельность - вредит. Это - Выготский. Ребёнок (его внутреннее) - это круг (целостность) с множеством точек. Эти точки - прямохождение, память, речь, мышление, эмоции с семена-ми возможностей (и они - безграничны). Мы с ребёнком специально не занимаемся речью, но он ею овладевает. Кто это делает? Способности (живая сущность). Каждая способность (функция, как говорят в современной психологии) -имеет свой будильник. Если вовремя не успеем -упустим функцию. «Или сейчас - или никогда». Если поспеть сейчас - получите результат без всякого участия воли, а если не поспеем - большие усилия воли потребуются, затраты средств (приёмов, методик) и времени.

Функция уйдёт - останется (или не останется) результат. Например - овладение языком.

Есть потолок общечеловеческий. Нет ни одного «сейчас», в течение которого нас будет ожидать функция, которая развивает эти способности - они есть, но мы о них не знаем, их не развивает эпоха и педагогика, они входят в особый талант личности, или потенциальность человечества. Но у каждого есть и свой потолок.

Тело - биологический инструмент души, а поэтому он должен быть настроен до личностного уровня (делает его природа, а настраивают - воспитатели и учителя). «От радости к радости (открытия, познания) надо вести ребёнка» (Сухомлинский).

Сама косточка (точка в круге), сама функция не раскроется (не проявится), если не подобрать к ней благодатную почву (подходящие социальные условия). Это и есть развитие: переход природных возможностей (талантов) в реальную силу (знания, навыки, привычки).

Актуальная зона развития - это то, что (сейчас) ребёнок делает (осваивает) сам. Кольцо (один круг в другом) - ЗАР (Зона Актуального Развития), внутренний круг (это то, какой ребёнок есть сейчас, сегодня); ЗБР (Зона Ближайшего Развития); внешний круг (завтра - он станет таким). Если общество вовремя не поспеет с плодородной почвой, то зародыш ребёнка вырастет в недоразвитого урода. Возможность была - и она состоялась, была - но не состоялась: бывает и так, и так. Условий подходящих нет - ЗАР в ЗБР в этом случае не перейдёт.

После того, как завершается развитие тела, завершается и развитие внутренних психических функций. После 23 лет никто маленьким не является. Календарные сроки все исчерпаны.

Эти стадии роста - мощнейшая сила, которая мешает ребёнку учиться у авторитарного педагога. Он - не «чистый лист», который можно в любое время заполнить какими угодно сведениями (или - не заполнить). Времени (безразличного, астрономического) для ребёнка нет: есть только сейчас и завтра. Он часто становится неугомонным и неуправляемым. Это и есть «самостоятельность» ребёнка. Мудрость без опыта не приходит. Надо дать молоток и гвоздь в определённый период - пусть ушибётся, но до этого - давать нельзя, а после - он сам не возьмёт.

Помощь без взрослого, без социума, без учителей (которых этот социум выдвигает) не бывает: ребёнок в этом нуждается. Народная педагогика - это интуитивное знание того, что, когда и кому нужно. Шалуны - те, которые сами строят свою педагогику, если взрослые препятствуют тому, что им в настоящий момент их развития требуется. Другие силы ждут - когда предшествующие окажутся развитыми.

В определённом возрасте ребёнок набирает впечатления, а потом - ему требуется мировоззрение. Этот след детства от нас никуда не уходит и во взрослом возрасте. Красивый, гармонически развитый дуб имеет в основе развитые корни.

Не надо принуждать, когда ребёнок хочет сам. Иначе - страх. Наблюдательность (как и память) - это не знание, а сила познания.

Один может, другой - не может: «в силу обстоятельств». Говорят, что это судьба. Судьба или череда обстоятельств мешает миссии или помогает. Если среда враждебна - то срок, в течение которого функция (владея человеком) ищет условий, становится всё короче и короче.

Законы развития (это - наука, тут не надо верить или не верить, это - знание; вера требуется там, где я не знаю, а чувствую): 1) развитие при-родных сил в ребёнке проходит в соответствии с календарными сроками (Бауэр «Развитие младенца»: младенец начинает улыбаться - в строго определённый срок); 2) развитие природных сил в ребёнке происходит только в условиях трудностей (преодоления препятствий); 3) качество среды влияет на развитие природных сил в ребёнке положительно или отрицательно (ускоряет, замедляет, приостанавливает); 4) развитие природных сил имеет свой потолок (у каждого ребёнка); 5) развитие природных сил имеет индивидуальные свойства и отклонения.

Гипертрофированно развитая функция закрывает возможности дальнейшего развития (память - Р. Лурия). Если, например, были слишком благоприятные условия в 5 лет для изучения языков, то многие другие функции - например, стать лингвистом, уже оказываются закрытыми. Упал - ушибся, травма - попал в катастрофу: возникает функция, часто весьма неожиданная (или - пресечение целого ряда дальнейших возможностей, если человек остался инвалидом).

Л.В. Занков - учитель математики (гениальный). Обучал напором трудностей: от трудного к более трудному. Ускорить процесс обучения, усилить роль теоретического знания. Без трудностей - заглушение процесса. Если процесс облегчать, то так можно только набирать знания. Реально облегчать можно только через мышление, а это уже трудность (облегчать через теорию).

Трудности - исключительно в зоне активного развития (ЗАР). Говорят: «А мы уже это проходили...». Мы должны не пройти, а освоить. Превратить знания в личностное достояние (значения - в смыслы: Леонтьев). Это и есть нравственное отношение к знаниям (с уважением к тем, кто их для людей добыл, а мы теперь можем их усвоить). Пользоваться знаниями - это делает компьютер (справочник), а не личность.

Система Эльконина-Давыдова: «Я дам одно знание, а остальных не дам - это дети откроют сами» (и показывал один палец, а потом пять). Не усвоение большого количества образцов решения задач, а способ решения целого комплекса задач на одном образце. Это и есть - развивающее обучение.

Погашенный мотив - унесёт с собой и знания (экзамены на отметку). А если мотив заложить (чтобы он не гас - горел дальше)? Первый путь - это 1 + 1 = 2-х, а второй - это 1 + 1 = 3 + х.

Сотрудничество - это когда есть общие интересы.

Детство - это процесс взросления (переход от возраста к возрасту). Синяя птица - мы ищем то, чего нет. Бердяев: «Мы ищем смысла жизни, которого нет, но в этом случае сам поиск смысла и будет смыслом». Так же и с Богом. Но так - и с гуманной педагогикой.

Что кто (из родившихся на Земле) принесёт (подарит) людям? Возвращайтесь чаще в детство - там вы найдёте средства для своей педагогики.

Животные живут по  инстинкту  (с рождения), а человеческие дети - нет, их должны воспитать родители (или - общество). Уже самка шимпанзе не знает, что делать с родившимся детёнышем, так же и с людьми. Кто-то из социума должен научить. Ребёнок изначально привязан к взрослым, и каждому ребёнку - страшно хочется стать взрослым.

В бездуховном обществе воспитания не бывает (Сухомлинский).

Если дети не приходят к вам с личными вопросами, то вы ещё не знаете, что такое гуманная педагогика.

Свобода в чистом виде не существует (свобода входит в треугольник свобода-взросление-развитие - развитие на основе взросления как неизбежного процесса). Мы свободно выбираем себе правила, а дальше поступаем в соответствии с ними (так при игре).

У ребёнка - высочайшая мудрость в понимании свободы. Веселятся, радуются - играют. Игра - это свобода (свободное принятие правил). Некоторые правила игры мне не нравятся, но чтобы радоваться игре, я их принимаю. Свобода - это всего лишь свобода выбирать из разных правил (традиций, государственных законов, но главное - традиции, из них прежде всего приходится выбирать).

Космос и Хаос. Космос - Порядок, Красота. Хаос и пустота, мрак - синонимы. Внутри Хаоса, в этой беспорядочности заложены законы порядка - так считает наука. И именно так обстоит дело и с ребёнком: он заложник пробуждающихся и засыпающих функций.

Ребёнок - как вулкан, который всё время сотрясается от страстей и извергает шалости. Шалун - это способ оттачивать каждому педагогу своё педагогическое искусство.

Кто мир за собой ведёт? Хулиганы. Лобачевский и Эйнштейн. Шалость - это энергия творения, её проявление. Выбираю для себя ценности, из них составляю себя, и только в момент выбора (короткий момент) чувствую свободу.

Долг - это то, что я не хочу делать, но обязан. Почему? Так как я выбрал: быть гражданином, быть семьянином, заниматься той или иной профессией (быть учителем). Закон принуждения - объективный закон, он господствует везде, господствует он и в педагогике. Говорят: ребёнок свободен, и он сам должен решать. Но что он может решать - он ещё ничего не знает. Педагог должен создать вокруг каждого ребёнка такую обстановку, как будто тот выбирает сам.

Для меня главные педагоги - это Сухомлинский и Ушинский. В ребёнке живёт хаос, а космос должен быть в учителе. «Свободные школы» (после войны возникли - в той же Англии) - «да, это интересно, я приду потом». Это не та свобода, которая нужна ребёнку.

Свобода для ребёнка - познанная и принятая им необходимость (но есть возможности, из которых он выбирает); свобода - это движение от хаоса к порядку (космосу); растущий человек принимает свободу (право выбора) от взрослых; в педагогическом процессе удовлетворение страсти к свободе происходит на основе (иллюзорного) чувства свободы выбора.

Это - аксиомы, их не доказывают, ими пользуются. Нефтекамск-Москва

Записал С.К.Борисов

Хотите обсудить эту проблему - перейдите на форум

К ПАРУСу Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100


  Copyright © Интернет-агентство «ПАРУС»

Пишите нам на e-mail:  greenray@list.ru