Любовь, красота, знание

             

 
   

  6     (4 октября 2003)      страница 7

  Rambler's Top100

      ОБЛАСТНАЯ  ОБЩЕСТВЕННАЯ  ГАЗЕТА  ДЛЯ  СЕМЕЙНОГО  ЧТЕНИЯ    



 

вершины знаний

 
 

БЕЗ ЛЮБВИ (из письма к сыну)

Светоч русской философии.

В 2003 году исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося русского религиозного философа и духовного писателя Ивана Александровича Ильина. Он родился в 1883 году в Москве. В 1906 году закончил юридический факультет Московского университета. Начиная с 1909 года, как магистр государственного права, читает лекции в России и за рубежом. С приходом к власти большевиков в 1917 году, испытывая огромные трудности, Ильин, тем не менее, и не мечтает об эмиграции. Родину, как и больную мать, не бросают, считает он. Продолжается его интенсивная лекторская работа. В 1922 году всё же был выслан в Германию. В 1938 г. вместе с женой переезжает в Швейцарию. В 1954 году смерть прервала жизнь И.А.Ильина.

Путь русского мыслителя был тернист, но светел. Ильин переносил удары судьбы стойко и подвижнически, сохраняя любовь, надежду и веру в своё дело — дело возрождения России.

Разнообразны, глубоки и чарующи его лекции о русских писателях, русской культуре, возрождении России, религии, воспитании, духовном созерцании природы.

Однажды открыв для себя Ильина-философа, хочется возвращаться к нему вновь и вновь. Его произведения — поистине животворный источник возрождения нашей духовности, русского самосознания.

Наша газета намерена знакомить своих читателей с многогранным творчеством этого выдающегося писателя.

 

Итак, ты думаешь, что можно прожить без любви: сильною волею, благою целью, справедливостью и гневной борьбой с вредителями? Ты пишешь мне: «О любви лучше не говорить: её нет в людях. К любви лучше и не призывать: кто пробудит её в чёрствых сердцах?»…

Милый мой! Ты и прав, и не прав. Собери, пожалуйста, своё нетерпеливое терпение и вникни в мою мысль.

Нельзя человеку прожить без любви, потому что она сама в нём просыпается и им овладевает. И это дано нам от Бога и от природы. Нам не дано произвольно распоряжаться в нашем внутреннем мире, удалять одни душевные силы, заменять их другими и насаждать новые, нам не свойственные. Можно воспитывать себя, но нельзя сломать себя и построить заново по своему усмотрению. Посмотри, как протекает жизнь человека. Ребёнок применяется к матери — потребностями, ожиданием, надеждою, наслаждением, утешением, успокоением и благодарностью, и когда всё это слагается в первую и нежнейшую любовь, то этим определяется его личная судьба. Ребёнок ищет своего отца, ждёт от него привета, помощи, защиты и водительства, наслаждается его любовью и любит его ответно; он гордится им, подражает ему и чует в себе его кровь. Этот голос крови говорит в нём, потом всю жизнь связывает его с братьями и сёстрами и всем родством. А когда он позднее загорается взрослою любовью к «ней» (или, соответственно, она к «нему»), то задача состоит в том, чтобы превратить это пробуждение природы в подлинное «посещение Божие» и принять его, как свою судьбу. И не естественно ли ему любить своих детей тою любовью, которой он в своих детских мечтаниях ждал от своих родителей?…Как же обойтись без любви? Чем заменить её? Чем заполнить ту пустоту, образующуюся при её отсутствии?

Нельзя человеку прожить без любви и потому, что она есть главная выбирающая сила в жизни. Жизнь подобна огромному, во все стороны бесконечному потоку, который обрушивается на нас и несёт нас с собою. Нельзя жить всем, что он несёт; нельзя отдаваться этому крутящемуся хаосу содержаний. Кто попытается это сделать, тот растратит и погубит себя: из него ничего не выйдет, ибо он погибнет во всесмешении. Надо выбирать: отказываться от очень многого ради сравнительно немногого; это немногое надо привлекать, беречь, ценить, копить, растить и совершенствовать. И этим строить свою личность. Выбирающая же сила есть любовь: это она «предпочитает», «приемлет», «прилепляется», ценит, бережёт, домогается и блюдёт верность. А воля есть лишь орудие любви в этом жизненном делании. Воля без любви пуста, черства, жестка, насильственна и, главное, безразлична к добру и злу. Она быстро превратит жизнь в каторжную дисциплину под командой порочных людей. На свете есть уже целый ряд организаций, построенных на таких началах. Храни нас Господь от них и от их влияния…нет, нам нельзя без любви: она есть великий дар — увидеть лучшее, избрать его и жить им. Как страшна жизнь человека, лишённого этого дара! В какую пустыню, в какую пошлость превращается его жизнь!

Нельзя человеку прожить без любви и потому, что она есть главная творческая сила человека... Культура без любви есть мёртвое, обречённое и безнадёжное дело. И всё великое, гениальное, что было создано человеком, — было создано из созерцающего и поющего сердца.

Нельзя человеку прожить без любви, потому что самое главное и драгоценное в его жизни открывается именно сердцу. Только созерцающая любовь открывает нам чужую душу для верного, проникновенного общения, для взаимного понимания, для дружбы, для брака, для воспитания детей. Всё это недоступно бессердечным людям. Только созерцающая любовь открывает человеку его родину, т.е. его духовную связь с родным народом, его национальную принадлежность, его душевное и духовное лоно на земле. Иметь родину есть счастье, а иметь её можно только любовью.… Только созерцающая любовь открывает человеку доступ к религиозности и Богу…

Ты мечтаешь о сильной воле. Это хорошо и необходимо. Но она страшна и разрушительна, если не вырастает из созерцающего сердца. Ты хочешь служить благой цели. Это верно и превосходно. Но как ты увидишь свою цель, если не сердечным созерцанием? Как ты узнаешь её, если не совестью своего сердца? Как соблюдёшь ей верность, если не любовью? Ты хочешь справедливости, и мы все должны её искать. Но Она требует от нас художественной индивидуализации в восприятии людей, а к этому способна только любовь. Гневная борьба с вредителями бывает необходима и неспособность к ней может сделать человека сентиментальным предателем. Но гнев этот должен быть рожден любовью, он должен быть сам её воплощением для того, чтобы находить в ней оправдание и меру…

Вот почему я сказал, что ты «и прав и не прав».

И ещё: я понимаю твоё предложение «лучше о любви не говорить». Это верно. Надо жить ею, а не говорить о ней. Но вот посмотри: в мире раздалась открытая и безумная пропаганда ненависти; в мире поднялось упорное и жестокое гонение на любовь — поход на семью, отрицание родины, подавление веры и религии. Чёрствость нашла своих апологетов. Злоба стала доктриною. А это означает, что пришёл час заговорить о любви и встать на её защиту.

Да, в людях мало любви. Они исключили её из своего культурного акта: из науки, из веры, из искусства, из этики, из политики, и воспитания. И вследствие этого современное человечество вступило в духовный кризис, невиданный по своей глубине и по своему размаху…

Нет, мой милый! Нельзя нам без любви. Без неё мы обречены со всей нашей культурой. В ней наша надежда и наше спасение. И как нетерпеливо я буду ждать теперь твоего письма с подтверждением этого.


  предыдущая страница

   

следующая страница


К ПАРУСу  Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 Каталог ресурсов Сибири