Для тех, кто не помнит. В
семидесятые годы Борис Павлович и Лена Алексеевна НИКИТИНЫ создали
альтернативу традиционной советской педагогике. Они считали, что школа не
может дать детям то развитие, которое они получат в семье. Придерживаются
ли их методики выросшие дети Никитиных? Предлагаем встречу с дочерью
Никитиных и матерью четверых детей Анной ЕРМАКОВОЙ.
Подмосковное Болшево. На участке в
сорок соток зеленый двухэтажный дом, сад, баня, каток. После смерти Бориса
Павловича в 1999-м старшее поколение представляет Лена Алексеевна. С ней
вместе живут трое из ее семерых детей со своими семьями. Три поколения,
двадцать человек. Самому младшему Илье всего полгода.
- Даже то, что у всех у нас большие
семьи, говорит, что мы с родителями заодно в главном - в чувстве
бесценности семьи, - говорит Анна.- Конечно, у наших ровесников
социализация прошла легче. Просто потому, что она у них началась раньше -
еще с детского сада. Мы же очень долго оставались домашними детьми. Даже
гулять не особенно любили, настолько хорошо нам было в собственном доме.
Вся жизнь родителей проходила рядом с нами, поэтому просто не имело смысла
отдавать нас в ясли или в детский сад. По этой же причине и наши дети эти
заведения не посещают.
- А как
прошел переход из дома в школьную жизнь?
- У всех по-разному. У меня,
например, в школе жизнь складывалась достаточно ровно, а у старшего
Алексея сложнее, доходило до скандалов с учителями и хлопанья дверьми. Но
я предпочитаю говорить о личном опыте. Меня постоянно тянуло домой, даже в
старших классах. Я очень любила нянчиться с младшими, как сейчас моя
пятнадцатилетняя Таня с удовольствием возится с племянником Борей,
которому недавно исполнилось полтора года.
- А друзья
среди одноклассников были?
- Скорее приятели. Я им помогала и
списывать давала... Но в классе все были старше меня на два года. Из-за
разницы в возрасте я не могла пойти на настоящий открытый контакт.
Приходилось всякий раз доказывать, что ты не маленькая, причем не только в
учебе. Желание пообщаться с одноклассниками вроде бы и было, но не
получалось. Я не пускала их в свой мир буквально: практически никогда не
приглашала домой. Выстраивала внутреннюю защиту, хотя, как потом
выяснилось, она не была нужна.
- Родители
знали о вашем синдроме домашности?
- Наверное, они просто не
представляли, что для нас это может стать проблемой, потому что им, прежде
всего папе, общение с другими людьми давалось удивительно легко и
естественно.
Но ребенку, как оказалось, нужен
пример не только прекрасных отношений в семье, но и собственный опыт
контакта со сверстниками и в школе, и на улице. Это закаляет, вырабатывает
нужные для жизни качества. Когда в школе мы сталкивались с хамством или
ложью, то не всегда были к этому готовы, привыкнув к совсем другим
взаимоотношениям в семье. С одной стороны, нас уберегли от "дурного
влияния улицы", с другой - мы что-то в этой изолированности от мира
потеряли.
- Это вам
помешало во взрослой жизни?
- В общем-то нет. Наверное, потому
что я по своей природе домашний человек, главная жизнь моя проходит в
семье. Может быть, поэтому я так рано, в неполных девятнадцать, вышла
замуж. И слава Богу: 20 лет совместной жизни показали, что я не ошиблась.
Мы едины в главном.
- А что для вас главное?
- То, о чем я сказала с самого
начала. Из жизненных ценностей мы первое место отводим семье. Это отличает
всех Никитиных. Именно семейного счастья прежде всего я желаю своим детям.
А какие профессии они выберут, не важно.
Мой муж Николай одно время очень
хотел, чтобы я не остановилась на медучилище и поступила в вуз. А мне это
и тогда казалось не обязательным, и сегодня. Много лет работала медсестрой
в больнице и в школе. Сейчас я транспортный диспетчер - жизнь заставила.
Ведь муж с двумя педагогическими образованиями лишился работы. Да, моя
карьера не слишком захватывающая - ну и что?! Зато каждый вечер меня ждут
дома родные люди. Открываю дверь - и мне навстречу выбегают дети и
племянники. Мишка за ногу обнимет, дочки потащат наверх секретничать. В
общем, я чувствую себя состоявшимся и счастливым человеком.
Мое медицинское образование в такой
большой семье всегда кстати. И своих домашних лечу, и друзьям помогаю,
даже роды принимаю. Семеро младших внуков Никитиных родились дома при моем
участии. И подругам не отказываю в акушерской помощи. Каждый раз от такой
работы я испытываю невероятную радость и воспринимаю как подарок судьбы.
- Чем
"педагогика Ермаковых" отличается от педагогики Никитиных?
- Перескакивание через классы -
фактически единственное, от чего мы отказались. Но этот отказ
принципиален.
Для нашего отца главным было
развить интеллектуальный и творческий потенциал детей. А школу он
справедливо воспринимал как тормоз, отупляющий ребенка. Считал, что ее
надо быстрее проскочить, экономя время для более интересных вещей. Вот
здесь мы поменяли приоритеты. Полноценное общение со сверстниками, пусть
даже в ущерб интеллектуальному развитию, более важно. Другие качества
делают человека человеком: надежность, честность, ответственность. А этому
можно научиться только в общении с людьми, прежде всего со сверстниками. В
конце концов не важно, во сколько лет и как ребенок окончит школу -
пятерки должны знать свое место. И кстати, они приходят "сами собой", если
все остальное у ребенка складывается нормально. Опыт старших детей в этом
убедил. Без каких-либо сверхусилий они отлично окончили школу (Саша с
золотой медалью) и поступили в государственные вузы. Но при этом у них
много друзей, которые частенько бывают у нас.
- Что пока
не получается?
- Найти идеальную школу для
младшего сына и племянников. Наши родители создали мир семьи. А мы хотим
расширить этот мир за пределы семьи - в школу и дальше.
Моему Мише уже пять лет. В принципе
на следующий год можно и в первый класс идти, но поблизости нет такой
школы, в которую бы хотелось отдать. Значит, надо искать или
организовывать собственную, чем бы очень хотелось заняться. Но это
отдельная тема.
Фото из архива семьи Никитиных (1971 г.) Дети Никитиных:
Алексей, 1959 г. Окончил
физический факультет МГПИ. Живет и работает в Лондоне. Женат, двое детей.
Антон, 1960 г. Окончил
химический факультет МГУ. Научный сотрудник. Живет в Москве. Женат, двое
детей.
Ольга. Окончила юридический
факультет МГУ. Юрист. Живет в Королеве. Замужем, двое детей.
Анна. Окончила Московское
медицинское училище N3. Транспортный диспетчер. Живет в Болшево. Замужем,
четверо детей.
Юлия. Окончила Московский
институт культуры. Журналист. Живет в Ярославле. Замужем, двое детей.
Иван, 1969 г. Окончил
Всесоюзный институт повышения квалификации работников телевидения и
радиовещания. Директор коммерческого предприятия. Живет в Болшево Женат,
трое детей.
Любовь. Окончила Московский
библиотечный техникум. Сейчас в декретном отпуске. Замужем, шестеро детей.
Живет в Болшево.
|